Ткань креп — описание, виды материалов, состав, фото и применение

Креповая ткань — цветы на ментоле

Название «креп» объединяет группу текстильных материалов, объединенных способом кручения волокон и применением ткацкого переплетения. В переводе с французского на русский язык слово «crêpe» означает «волнистый», «шероховатый». Такое название материал получил благодаря фактурности полотен. Ткань креп, что это, разберем детально.

Немного истории

Креп предположительно впервые изготовили в Китае. Изначально полотна ткали из шелковых нитей. С совершенствованием технологий в состав стали вводить другие волокна. Инновационные материалы изготавливают из синтетического сырья.

Текстильщики разных стран работали над созданием полотен крепового переплетения. Почти 100 лет назад в США создали дайвинг, и только спустя 7 десятилетий освоили производство креп-дайвинга. Одновременно с этим атласные платьевые и костюмные виды материала появились во Франции. Некоторые креповые ткани появились относительно недавно с освоением технологии получения синтетической пряжи.

Технология производства

Ткань креповая
Для просмотра ткани вблизи — наведите на фото

Первые образцы материи были произведены из шелковых нитей. В ткачестве применяли скрученные, подобно пружине, волокна (до 3 тыс. оборотов на 1 метр). Затем нити переплетали простым способом с чередованием направления крутки. Полотна вываривали, в результате чего узелки частично расплетались, и получалась равномерно-зернистая поверхность. Именно шелковый материал, произведенный таким способом, получил название креп.

Позже в состав стали добавлять волокна шерсти, льна, вискозы и синтетики. Наименование «креп» применяется самостоятельно и в качестве приставки, и характеризует фактуру текстиля и трикотажа. Для получения рельефной структуры применяют два способа:
  1. Мелкоузорчатое переплетение. Нити в этом случае не скручивают. К волокнам основы добавляются уточные в хаотичном порядке. Меняется напряжение нитей на отдельных участках. Поверхность полотна отличается рельефностью, но четкий рисунок плетения не просматривается. Эта технология применяется при изготовлении полотен из хлопка, акрила, шерсти и другого сырья.
  2. Креповая лево и правосторонняя крутка по основе и утку. Технология производства аналогична той, что применялась изначально (с последующей варкой полотна).

С применением крученой нити получают полукреповые ткани. В их производстве используют скрутку только по утку. Двойной креп – полотна с хаотичным чередованием уточных и основных волокон с разносторонней круткой. Такой материал отличается высокой формоустойчивостью. Например, пышная юбка из этой ткани не требует укрепления конструкции с помощью кринолина.

Описание фактуры крепового плетения

Ткань креп — веточки на синем

Классический креп – это текстиль из натуральных или смесовых волокон, отличающийся плотностью и упругостью. Для его поверхности характерна мелкозерниста структура, четко выраженная по диагонали.

Мнение эксперта
Алена
Эксперт и технолог по тканям Алена Хлебникова готова ответить на ваши вопросы.
Напишите мне
Креп-атлас отличается гладкостью и блеском лицевой поверхности. Трикотажные варианты мелкоузорчатого переплетения (дайвинг, креп-скуба и др.) демонстрирую волнистый рельеф или легкую шероховатость. На поверхности зернистость не выражена. Отличия можно проследить на фото образцов креповых материалов.

При выборе текстиля потребителей интересует, тянется или нет полотно. Ткани хорошо драпируются, сохраняют форму, достаточно упругие. При комбинировании со стрейчевыми нитями становятся эластичными.

После многократных стирок при соблюдении рекомендаций в уходе вещи не теряют первоначальной формы. Но полотна натурального происхождения могут демонстрировать значительную усадку.

Из каких волокон изготавливают креповые ткани

В производстве креповых тканей используют волокна натурального, искусственного и химического происхождения.

Шелковые нити сплетают полотняным способом. Зернистость достигается благодаря крутке и вывариванию полотен (креп-атлас, жоржет и др.). Для удешевления стоимости волокна комбинируют с синтетикой и вискозой. Допустимое процентное содержание добавок должно составлять не более 30%. Такие полотна сохраняют гигиенические свойства натурального шелка.

Хлопковые волокна креповой крутки используются в производстве жаккардовых полотен, жатки. Х/б нити комбинируют с синтетикой для снижения стоимости и износостойкости. В отличие от шелковых тканей обладают большей формоустойчивостью.

Вискозную пряжу добавляют к шелку и полиэстеру для придания полотнам эластичности. Из искусственных волокон производят креп-стрейч. В качестве добавки применяют в производстве полупрозрачных тканей, трикотажа и сатина.

Полиэстер широко используется в самых разных группах текстиля. Сегодня из синтетических волокон состоят некоторые виды крепов. Они доступны по цене, обладают эластичностью, но их гигиенические качества относительно низкие. Также нити химического состава применяют в комбинации с натуральными.

Шерстяной – классический вид крепа. Его используют в пошиве костюмов и верхней одежды. К волокнам животного происхождения добавляют синтетические нити (полиэстер, акрил) и искусственные (лавсан, вискоза). Полушерстяные полотна (крепун) отличаются легкостью, их используют в шитье костюмов и пальто.

Плюс и минусы креповых полотен

Креповая ткань в горошек

Достоинства и недостатки крепов зависят от состава волокон и их свойств.

Можно выделить общие плюсы этой группы материалов:

  • эстетичность;
  • формоустойчивость;
  • упругость, несминаемость;
  • прочность;
  • мягкость и легкость (кроме двойного крепа);
  • износоустойчивость и долговечность;
  • оптимальный воздухообмен;
  • гигроскопичность;
  • низкая скорость впитывания влаги, обеспечивающая способность отталкивать влагу;
  • не накапливает пыль.

К минусам текстиля мелкоузорчатого или крепового способов производства относят следующие качества:

  • высокая стоимость натуральных полотен;
  • отдельные виды окрашенных и принтованых тканей уязвимы перед УФ-лучами;
  • в случае загрязнения пятно с материала вывести трудно;
  • сложность в крое и пошиве (для тонких полотен).

Виды креповых тканей

Эстетичность и технологические свойства крепов обусловили назначение ткани. Их используют в изготовлении одежды и домашнего текстиля. Креповые материи то взлетают на модный олимп, то на время уходят в тень. Но популярности у потребителей вещи из этих тканей не теряют благодаря красоте и комфорту. Каждый из образцов обладает схожими характеристиками и отличительными чертами.

Крепдешин – ткань, производимая из натуральных шелковых нитей креповой крутки. В переводе «CrepedeChine» означает «креп из Китая». Материал с шероховатой поверхностью, схожий внешним видом и свойствами с жоржетом. Отличие заключается в том, что крепдешин более плотный и менее прозрачный.

В современных образцах ткани используют комбинации с хлопком, льном, шерстью, вискозой и полиэстером. При добавлении стрейчевых волокон полотно обретает эластичность. Вещи из таких материалов обеспечивают идеальную посадку по фигуре.

Ткань крепдешин

Креп-шифон – группа полупрозрачных тканей из волокон шелка, вискозы, полиэстера. Материал с характерной зернистой фактурой, легкий и струящийся. Классический вариант – шелковый шифон. Его стоимость высока, в пошиве ткань капризная и требует определенных навыков.

Ткань креп шифон принт

Жоржет – упругое плотное полотно смесового состава. Основу составляет шелк-сырец. Его компаньоном выступают искусственные нити. Ткань используют в пошиве женского платья, штор, портьер.

Ткань жоржет

Манго – материал, в производстве которого применяется технология креповой крутки нитей. Прочная, непросвечивающая ткань из синтетического сырья (полиэстер, спандекс). Материал плотностью до 210 гр./м2 применяют в пошиве костюмов и женского платья.

Ткань манго цей

Креп-сатин – плотное полотно. Не мнется и не деформируется. Выполнено мелкоузорчатым способом из натуральных или синтетических волокон. Особенность креп-сатина в том, что в качестве лицевой стороны изделия может использоваться любая из поверхностей – гладкая или матовая.

Ткань креп сатин — бежевый

Барби – мягкая эластичная ткань из полиэстера, спандекса или вискозы. Иногда в состав вводят хлопковые волокна. Для изготовления материала применяют мелкоузорчатое переплетение. Растяжимая материя с матовым блеском, зернистость не выражена.

Ткань барби принт — журавли

Креп-костюмка – это прочное эластичное волокно, производимое преимущественно из шерстяной пряжи. В некоторых случаях синтетические и искусственные волокна замещают натуральное сырье. У этого вида крепов низкая воздухопроводность, что снижает гигиенические свойства.

Ткань креп костюмный

Дайвинг – плотная, мягкая и эластичная ткань, используемая в пошиве спортивной одежды. Изготавливается из нитей креповой крутки: вискоза, ПЭ, эластан с добавлением натуральной пряжи.

Креп-скуба – трикотажное биэластичное полотно синтетического состава с добавлением спандекса. Лицевая сторона имеет характерную зернистость, изнаночная – гладкая. Материя не мнется, легка в пошиве. Край не осыпается. Неприхотлива скуба и в уходе.

Ткань креп скуба — беж

Применение

Благодаря хорошим эксплуатационным характеристикам креповые материалы нашли широкое применение в швейной промышленности. Из разных видов тканей шьют такие изделия:

  • детские вещи из полотен натурального происхождения;
  • женская одежда: платья, блузы, костюмы, брюки, юбки, пыльники, жакеты;
  • пеньюары, пижамы, сорочки;
  • пальто;
  • постельное белье;
  • шторы, портьеры, занавесы;
  • спортивная одежда: шорты, штаны, майки и др.

Уход

Рекомендации по уходу за изделиями зависят от состава материала. Общие советы для креповых тканей:
  1. Вещи рекомендуется стирать вручную при невысоких температурах.
  2. Креповые ткани запрещено выкручивать. Сушить желательно в расправленном виде на плечиках в тени.
  3. Нельзя допускать пересушивания. Гладят с изнаночной стороны в слегка влажном состоянии.
  4. Хранить рекомендуется в чехлах для одежды.
  5. Для некоторых видов текстиля разрешена химчистка в случае стойких загрязнений.

Всю информацию по уходу можно найти на бирке изделия.

Отзывы наших посетителей

Алена Батаева

Ткани это мое все! Я училась в Московском Государственном Текстильном институте имени А. Н. Косыгина, на кафедре материаловедения и товарной экспертизы. Работала на швейном производстве технологом и вот я в декрете, жду ребеночка:). Благодаря знакомству я стала автором статей о тканях и безумно этому рада! Надеюсь вам нравится мой труд!

Оцените автора
Текстиль Гуру
Поделитесь своим мнением